[22-06-1993]

Детская политическая мифология

Сотрудники Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук кандидаты философских наук Сергей МОШКИН и Виктор РУДЕНКО провели в мае 92 года опрос более двух с половиной сотен детей из старших подготовительных групп детских садов Екатеринбурга в возрасте 6-7 лет, то есть рожденных уже после мрачного тоталитарного прошлого, когда в сознании людей, казалось бы, произошла ломка старых коммунистических стереотипов и переосмысления истории своей страны.

Как пояснил мне один из авторов исследования Сергей МОШКИН,

ПЛЕНКА:

"Мы задались вопросом... ...если это верно... ...не должно быть рудиментов застоя" ...насколько наши дети тоталитарны"

Одним из признаков тоталитарного общества, пишут авторы исследования, является милитаризированное сознание его граждан. Ребенок, едва столкнувшись с системой воспитания в таком обществе, сразу же погружается в особый мир, где военная символика и атрибутика превращается в важнейшую составную часть его жизни.

Изменилось ли что-нибудь с тех пор, как государственной властью было официально объявлено, что наша страна отказывается от политической практики тоталитаризма, что впредь в политике страны будут отсутствовать элементы милитаризма и экспансии?

Ученые приводят такие цифры: 73,6 % опрошенных мальчиков однозначно высказались, что пойдут служить в армию когда вырастут, при этом главным мотивом было выдвинуто желание обладать и распоряжаться оружием.

В детских ответах прозвучал и патриотический мотив, причем ответ "Хочу защищать страну от чужих - буду военной" - принадлежал одной из девочек, среди которых 14 % высказались утвердительно по поводу службы в армии. И хотя подавляющее большинство девочек все-таки отказалось от воинской службы, около 74 % хотели бы видеть своих родственников по мужской линии именно военными.

Таким образом, заключают исследователи, у 70 % мальчиков и около 10 % девочек проявились четко выраженные признаки милитаризованной личности.

Другим важным признаком тоталитарного мышления является отношение к людям других национальностей или национальных меньшинств. Лишь 60,8% мальчиков и около 44 % девочек выразили готовность "дружить с негром". Резко отрицательную характеристику дали цыганам 87 % всех детей, чукчам - 81 %, немцам - 72 %, татарам - 64 % опрошенных. Всего же, по мнению ученых, 17,8 % опрошенных в детских садах ребят, настроены крайне националистично.

Если учесть, что головы детей буквально нашпигованы всякого рода оскорбительными обывалкамии дразнилками, анекдотами о извечных "русском, татрине и киргизе" - то есть всем тем, что называется бытовым национализмом, то нетрдуно сделать вывод: дети, уже в самом начале своей жизни, живут в националистической и, порой, по-детски безжалостной среде.

А как оценивают дети коммунистическое прошлое своей страны?

75,4 % детей, которые когда-либо слышали о Ленине, говорят о нем как о воплощении абсолютного добра и справедливости. Дети не осознают кто такие коммунисты - на прямой вопрос содержательно смогли ответить лишь 24 % опрошенных, причем только 17 человек сочли их плохими.

Несмотря на то, что железный занавес, ограждавший страну от окружающего мира, рухнул и современная Россия стремится жить в атмосфере открытости и западной ориентации, дети по-прежнему делят весь мир на своих и чужих, друзей и врагов.

На основе полученных данных, пишут исследователи, можно сделать вывод, что детей не покидает чувство внешней и внутренней угрозы. Лишь 20 % опрошенных ответили, что врагов у нас нет, в то время как около 70 % дали ответ утвердительный, причем многие из них смогли указать конкретных врагов Отечества: немцы, татары, криминальные группы - мафия, воры, бандиты, причем чувство врага сопряжено у детей с ожиданием военного нападения.

Наши дети, пишут авторы исследования, чрезвычайно политизированы, 78,3 % опрошенных знают, кто такой Ельцин, то есть могут назвать род его деятельности, дать личностную характеристику, описать внешность и так далее. Примерно столько же - 77,5% - знают и Горбачева, причем 28 % опрошенных дают ему резко отрицательную характеристику. Атрибуты власти Ельцина, такие как пребывание в Кремле, частые выступления по телевидению, дорогие машины,

цветы при встречах, дорогое убранство апартаментов Президента чутко воспринимаются детьми и вызывают у них ассоциациию образа Ельцина с царствующей персоной :

"Ельцин - это царь в Москве. Хороший и добрый". Воспринимая Ельцина как человека властного, более трети опрошенных наделяют его чертами харизматического лидера. Но как бы не относились дети к обоим президентам, они видят в них вершителей судеб и вождей, подобных Ленину.

Кажется, пишут в заключение авторы исследования "Детская политическая мифология" Виктор РУДЕНКО и Сергей МОШКИН, в детях замерло само время. Во многом они живут прошлым днем: не ведя того сами, они мыслят понятиями вождизма и прославляют или ругают президентов, в которых видят чуть ли не "стул Земли". Наша страна давно отказалась от силового давления в политике, а дети так и живут в мире, переполненном "оружием" и "войнами". Они все еще полагают, что мы самые сильные, и за свою недолгую жизнь успели обзавестись массой "врагов". Дети живут в мифическом, но отнюдь не иллюзорном мире. Коммунистическое прошлое страны успело органически вписаться в их души в каком-то минимизированном свернутом виде.

И в заключение один детский политический анекдот, за который, по счастью, никому уже не грозит срок от 3 до 15 лет:

"Пошел Горбачев на сессию и по дорожке ножку сломал. Стали они с Ельциным в больнице в посудку играть. Ельцин пожарил Горбачеву слона, курочку и всякое такое, а чеснок-то был сделан из бомбы. Горбачев съел чеснок и взорвался"


Архив