Авиакомпания "Спайэр" существует в Екатеринбурге с 91 года и осуществляет грузопассажирские челночные перевозки в Турцию, Болгарию, Объединенные Арабские Эмираты, имея в своем распоряжении два пассажирских ТУ-154 и 12 самолетов ИЛ-76.
Один из этих самолетов был зафрахтован югославской фирмой "Югоимпорт" через посредника - фирму Менсус Трэйд Лимитед, зарегистрированную на Кипре.
Партия груза - 1000 авиационных колесных покрышек, общим весом в 14 с лишним тонн, и 744 колграмма пиротехнических патронов, предназначались для компании "Эйр Карго Хаус", зарегистрированную на Мальте.
Рано утром 18 августа самолет вылетел из Белграда, но сразу же после взлета у него отказали все четыре электрогенератора, питающие радиолокационное оборудование, а еще через 15 минут, когда разрядились запасные аккумуляторы, пилоты полностью потеряли связь с землей.
В течение 3 часов летчики пытались вернуться на аэродром, но в условиях плохой видимости самолет врезался в землю в 400 метрах от взлетно-посадочной полосы. При этом характер разрушений, сильный пожар и многочисленные взрывы, о которых сообщали средства массовой информации, заставили журналистов серьезно усомниться в том, что на борту находилась сугубо мирная продукция.
Однако, как заявила сегодня на пресс-конференции заместитель генерального директора авиакампании "Спайэр" Валентина Логвиненко, "мы категорически отрицаем, что наш самолет имел на борту оружие и тем более отрицаем то, что он направлялся в Ливию". По ее словам, пиротехнический груз прошел таможенную проверку и полностью соответствует индексу 0323 международной классификации авиагрузов.
Вместе с тем, как выяснилось позднее, под этим индексом значатся "патроны для запуска авиационных катапульт, огнетушителей, съемных фонарей или механизмов", то есть оборудование, имеющее прямое отношение к военной технике.
До расшифровки записей черных ящиков руководство "Спайэр" весьма осторожно высказывается о возможных причинах катастрофы, хотя в весьма осторожных выражениях не исключает акта диверсии. Вместе с тем, оказались безуспешными попытки выяснить какие-либо дополнительные подробности о фирмах, имеющих прямое отношение к перевозимому грузу. Поэтому вопрос, кому и для чего на Мальте или в ее окрестностях оказалась столь нужной авиационная резина и пиротехнические патроны для катапультных кресел, пока остается открытым.