[14-11-1998]
http://www.svoboda.org/programs/ch/1998/ch.111498.asp

Корреспондентский час
Водочная политика губернатора Росселя

прослушать запись   real audio - 5' 50"

В эфире Екатеринбург, Сергей Кузнецов:

До 30% всех денежных поступлений приносило в бюджет Свердловской области ликеро-водочная промышленность во времена Советского Союза. Сегодня эта цифра едва дотягивает до 2,5-3%, что и послужило поводом для экстренного заседания правительства области в понедельник на этой неделе.

"Вспомним 90-91-й год - водку по талонам продавали, ужас просто!" - Так эмоционально выступил на заседании председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев.

"Сейчас все возможности налицо - у нас торговли нет. Народ в прежнем количестве употребляет этот продукт. Это к вопросу о покупательской способности: не пьют меньше, просто продают другую, вот и все. То есть причина субъективная: не работают, либо работают сами себе в ущерб".

Жестокой критике поверглись на заседании правительства директора крупнейших алкогольных предприятий области: Среднеуральский винзавод, Акционерное общество "Тагилводка", завод алкогольных напитков "Звезда". Но вряд ли эта критика была во всех отношениях справедливой.

Директор екатеринбургского Виншампанкомбината Геннадий Дмитриев:

"С увеличением на 30% акцизов на винные напитки, она стала неконкурентно способной, резко упала на 50% реализация"

Еще более осложнила положение промышленников местная губернская марка, которая стоит в 5 раз дороже, чем аналогичная марка, введенная мэром Москвы Юрием Лужковым.

"Ну, это действительно издевательство. Давали заведомый брак и так далее. Ну, наверное, прорех много в бюджете области, наверное, что-то и надо сделать... Но так давайте все вытягивать воз, в который попала экономика России".

И все же, корень главной проблемы лежит намного глубже, считает участник заседания областного правительства, руководитель Областной налоговой инспекции Виктор Семинихин:

"Основной бич, это, конечно, фальсифицированная водка, которая ниже установленной стоимости. Еще есть достаточные объемы производства фальсифицированной водки, которую производят из некачественного сырья, из этилового спирта. Вторая проблема то, что развитие розничного рынка на сегодня также бесконтрольно, и здесь надо ужесточать рынок, условия розничной реализации, в том плане, что надо запрещать в палатках торговлю - для этого есть специализированные магазины. По этому пути уже пошла Москва, Башкортостан - там есть специализированные магазины, которых достаточно для того, чтобы удовлетворить спрос потребителей."

Руководитель екатеринбургской налоговой инспекции Станислав Хорьков считает, что усиление контроля за легальными производителями алкоголя вряд ли поможет кардинально изменить ситуацию:

"Правильнее было начинать с более жестких мер именно по отношению к рознице и к оптовикам. Потому что на сегодняшний день только в Екатеринбурге более 150-ти оптовиков, занимающихся реализацией вино-водочной продукции. А это для нашего города очень много. Во-первых, больше возможностей избежать тотального контроля за оптовиками, и, во-вторых, не все предприятия, занимающиеся оптовой торговлей, являются добросовестными налогоплательщиками. А что касается розницы на сегодняшний день, когда торговля вино-водочными изделиями происходит на каждом углу, я думаю, она себя не оправдывает".

Но пока именно налоговой инспекции, не имеющей соответствующих приборов для определения подлинности акцизных марок, не имеющей достаточно сил для масштабных проверок всех торговых точек города, приходится брать на себя основной удар в борьбе с "паленой" водкой.


Корреспондентский час / 1998