В эфире Екатеринбург, Сергей Кузнецов:
На этой неделе в Свердловской области, как, впрочем, и по всей России, прозвенел последний школьный звонок, и большинство выпускников стали напряженно готовиться не только к школьным экзаменам, но и к поступлению в высшие учебные заведения - университеты, академии и институты. Хотя, похоже, что сходство уральских абитуриентов с их конкурентами по России на этом и заканчивается, поскольку Свердловская область стала единственным после Чечни субъектом Российской Федерации, где не были уже в который раз проведены аттестационные и абитуриентские тестирования, которые дают выпускнику возможность не только проверить уровень своих знаний накануне сдачи экзаменов, но и в случае максимально высоких результатов вообще избежать школьных выпускных и вступительных вузовских испытаний. По мнению сотрудников уральского представительства Центра тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, максимальное противодействие внедрению на Среднем Урале этой, безусловно, прогрессивной, независимой и наиболее дешевой формы оценки знаний, полученных в школе, оказывают, как это ни странно, областное министерство образования во главе с областным министром Валерием Нестеровым. Как считает руководитель уральского представительства Центра тестирования, доктор физико-математических наук, профессор Уральской Государственной лесотехнической академии Михаил Кащенко, такое противодействие объясняется двумя главными причинами:
"Это - боязнь получить истинную картину качества образования в данном регионе, в данном субъекте - федерации. И, к сожалению, здесь Свердловская область находится не в первых рядах. Я бы сказал - самое последнее место занимает".
Вторая причина заключается в том, что все тесты анонимно и централизованно проверяются в Москве, и областное руководство образованием теряет, таким образом, всяческую возможность отрапортовать вышестоящим инстанциям о своих блестящих достижениях.
"Это не тот самый случай, когда наверх просто подаются данные теми людьми, которые ответственны за образовательный процесс на местах... Так называемые приписки, о которых любили говорить в Советском Союзе, процветали и продолжают процветать в тех ситуациях, где эта обратная связь и объективный контроль отсутствуют".
Характерно, что все это происходит на фоне жесткой ломки всей системы российского образования, когда доля базовых знаний, определяемая центральным министерством, так называемый федеральный компонент, занимает в структуре региональных и областных систем образования все меньше и меньше места. Считает преподаватель с 25-летним вузовским стажем Михаил Кащенко:
"Сужение федерального компонента без должного контроля за тем, на каком уровне этот федеральный компонент находится, ведет, на мой взгляд (а этот взгляд базируется на наблюдениях за знаниями абитуриентов, поступающими в вузы), к деградации образования, которая... Особенно в области естественных научных дисциплин, по которому Россия была лидером... А сейчас эти лидерские позиции начинает утрачивать, и утратить их может очень быстро".
Все это, по мнению специалистов, приводит к тому, что львиная доля выпускников приходит на вступительные экзамены в вузы с недопустимо низким уровнем базовых знаний.
"Нарушен принцип непрерывности образования. Тот максимум знаний, который дает базовая, а не какая-то выделенная привилегированная школа, - вот этот максимум знаний ниже минимума знаний, необходимого для продолжения образования в вузе. И это чрезвычайно опасно для страны".
Считает доктор физико-математических наук, профессор Уральской Государственной лесотехнической академии Михаил Кащенко.
Очевидно, что ни у кого из специалистов не остается сомнения в целесообразности получения объективной оценки российской системы образования и проведения тестирования абитуриентов, которым и предстоит вести корабль российской науки уже в 21-м веке.