[07-08-1999]
http://www.svoboda.org/programs/CH/1999/CH.080799.asp

Корреспондентский час
Бульдозерное отношение к художникам живет и побеждает

прослушать запись   real audio - 4' 39"

В эфире Екатеринбург, Сергей Кузнецов:

Умение властей в который раз наступать на собственные грабли поистине поражает точно так же, как их нежелание, неумение и неготовность решать свои и чужие проблемы, а главное, выбирать для этого наиболее подходящий момент.

Буквально накануне широко разрекламированного как значительное культурное событие в жизни Среднего Урала 5-го Всемирного конгресса клубов ЮНЕСКО, куда съехались гости практически со всех стран мира, с Центральной площади Екатеринбурга исчез уютный уголок, где продавали свои картины, рисунки и другие поделки десятки самодеятельных художников и умельцев. Поначалу власти города объяснили это необходимостью привести в порядок городской фонтан и прилегающую к нему территорию сквера. Однако, по окончании строительства вдруг выяснилось, что возвращать художников на их, казалось бы, законное и хорошо насиженное место никто не собирается, что и вызвало недоумение, ропот и возмущение не только самих художников, но и тех, кто оказался лишенным такой бесплатной выставки под открытым небом.

"Я считаю, что просто город многое потерял. У нас было какое-то экзотическое место, где люди отдыхали".

"Это же искусство - дает радость и желание жить дальше. Я хочу, чтобы здесь всегда были картины".

"Здесь все отдыхали и все смотрели".

"Я привыкла к тому, что они здесь были, меня это устраивало".

"Хотят вынести на Центральный рынок, называется в народе - "базар". Давайте - вот есть симфонический оркестр в филармонии, вынесем его на базар. Как искусство можно с фруктами, с овощами сравнять?"

Действительно, администрация Екатеринбурга предложила народным умельцам переместиться на территорию Центрального колхозного рынка, поскольку, как объяснил исполняющий обязанности мэра Екатеринбурга Алексей Лужанков, большинство художников не имеет к искусству никакого отношения.

"Торгуют здесь в основном не художники, а перепродавцы или те, кого нанимают художники. Художники здесь не сидят. Если есть тут художники, то действительно кто рисует портреты, 2-3 человека".

Однако сами художники - бывшие безработные, пенсионеры и инвалиды, не случайно опасаются, что арендная плата на Центральном рынке будет настолько высокой, что оставит их далеко за гранью физического выживания.

"Люди работают, налоги не платят, чего их не ободрать? Не хотите платить - с голоду дохните или воровать идите".

"Когда я пошел на биржу труда после того, как уволился, мне говорят: а что ты пришел сюда? Учителей вон сколько! Мы тебя на учет не поставим даже. Ладно, что я умею что-то руками делать, пришел сюда и сделал. Я ни копейки, допустим, пособия какого-то не получил. Зарабатывал на рамы сам, на холст, на краски. Ведь краски стоят: тюбик 40 рублей! Где их взять? 100 рублей одна кисточка стоит! Они это посчитали?"

Подчас кажется, что власти и художники говорят на совершенно разных языках, и аргументы одних совершенно не воспринимаются другими.

"Зачем топтать газоны, зачем очень большие такие нескладные треноги ставить на газон? Зачем на деревья вешать картины? Пустить в этот скверик опять? Это опять этот скверик... через неделю получится помойная яма".

"Чернецкий собирает какой-то псевдо-ЮНЕСКО, культуру со всего мира приглашает, а художников своих выгнали на проезжую часть. О какой культуре можно говорить? Я лично буду голосовать против него, против губернатора Росселя, чтобы эти люди у власти тут не стояли, ибо они свою культуру ненавидят! У меня слов просто нет".

Неудивительно, что этой ситуацией в разгар предвыборной борьбы за губернаторское кресло уже спешат воспользоваться соперники и говорят о том, что это хороший пример нежелания, неумения и неготовности наших властей решать свои и чужие проблемы, а главное, выбирать для этого наиболее подходящий момент.


Корреспондентский час