Объявление о приеме предложений о кандидатурах от общественности опубликовано в официальном печатном органе Законодательного собрания 7.05.02., а срок подачи предложений ограничен 17 мая. Представляется недопустимым давать, для принятия важных решений десяткам тысяч общественных организаций, действующим на территории среднего Урала, только 10 дней, половина из которых праздничные. Аппарат Законодательного собрания, явно не понимает возложенных на него обязанностей и нагло попирает, чиновничьими ботинками, принципы судебной реформы, заложенные новыми законами России.
Состоявшееся заседание депутатской комиссии, по фильтрации неугодных кандидатов, напоминало бюро райкома КПСС, тем более что председательствовал депутат Тепляков из фракции коммунистов. Прибывшие кандидаты представили заполненные листки по учету кадров и собственноручно написанные автобиографии. Некоторые из них вставали, отвечая на вопросы депутатов. Такие как: "небыли ли вы членами комитета комсомола?"; или "а зачем вам это надо?"; или "разбираетесь ли вы во внутренних отношениях в судейском сообществе?". В целом беседа проходила в доброжелательной обстановке, так как и приглашенные и экзаменаторы соблюдали знакомые правила игры, ни кем и никогда официально не установленные. Объясняется все легко, 99% кандидатов представлял Председатель областного суда И. Овчарук. Он активно лоббировал списки кандидатов, присланные Академией государственной службы и Юридической академией. Что объяснимо, судьям запрещены все виды приработков кроме, преподавательского, а в списках, сплошь руководители кафедр и факультетов, от
которых зависит количество часов. Один из членов депутатской комиссии заинтересовался, почему рекомендации от учебных заведений, а не от общественных организаций, на что предоблсуда тут же заявил, что это тоже общественность, а чтобы пресечь попытки докопаться до сути вручил следующий список от областного Совета судей, который составлен из отставников.
Желание И. Овчарука укомплектовать и общественную сторону Квалификационной коллегии людьми своего круга понятно. Во первых, как и прежде он сохранит полный контроль над комиссией, во вторых выглядеть все будет вполне пристойно, по закону, при этом будет исключен даже намек на открытость, а возможные утечки информации о коррупции и других пороках разъевших судебное сообщество будут исключены на несколько лет.
Как опытный аппаратчик И. Овчарук даже пуганул депутатов возможностью проникновения в комиссию СУТЯЖНИКОВ и предупредил, что Устав области не наделяет ни одну из палат правом решать вопрос о представителях общественности в Квалификационной коллегии. И если они сейчас не согласятся, то потребуется внесение изменений в Устав, или принятие законов об этих процедурах, иначе СУТЯЖНИКИ обжалуют рекомендации в суде. Он не подозревал что СУТЯЖНИКИ, опоздав к началу слушаний внимают его советам.
Окончательно запутанные депутаты, обрушили град вопросов на единственного кандидата от правозащитного центра из Нижнего Тагила, после чего приняли рекомендательные письма еще от нескольких общественных организаций и решили собраться вновь. К очередному заседанию договорились разобраться в своих правах и обязанностях рекомендовать ли, утверждать ли тех, кого в последствии Законодательное собрание объявит членами Квалификационной комиссии.
Представляется абсолютно не допустимым, с точки зрения закона, само участие областного суда в формировании и даже слушаниях о персональном составе общественников в составе Квалификационной комиссии. Именно для контроля со стороны народа и его представителей депутатов, за составом судейского корпуса, закон доверил им укомплектовать третью часть этого органа судейского сообщества. Это сегодня единственное окно, для всех ветвей власти и народа, для получения объективной информации об атмосфере царящей в судебной власти. Легкомыслие, допущенное на начальном этапе реализации этой важнейшей функции, должно быть немедленно устранено.
Общественная часть комиссии должна быть сформирована строго из представителей третьего сектора. Эта часть общественных отношений регулируется законом "Об общественных объединениях" а все иные общественники, особенно рекомендованные государственными учебными заведениями или другими органами судейского сообщества, должны быть исключены из претендентов.
Все органы судейского сообщества созданные не по действующему закону, прекратят свои полномочия в сентябре 2002 года. На сегодня областной суд не решил ни одной из поставленных именно перед ним задач. Новый состав совета судей, по правилам установленным законом не избран. Квалификационная коллегия, ее судейская часть, в установленном законом порядке не создана. И в этой то неизвестности областной суд проявляет чудеса активности для решения той части задачи, к которой не имеет никакого отношения. Нужно отметить, что временное не до укомплектование общественной части комиссии, не может парализовать ее работу в целом, при этом у общественности и депутатов появится возможность для делегирования наиболее достойных и в установленном законом порядке, что обеспечит выполнение возложенных на этих людей контрольных функций, на благо общества.
Депутатам не следует спешить, идя на поводу у чиновников, а стоит законодательно урегулировать процедуру выдвижения и назначения общественной стороны в квалификационную коллегию. СУТЯЖНИКИ, столько лет боровшиеся за законодательную возможность осуществления общественного контроля, за судебной системой, не позволят чиновникам ограничить их право путем бюрократических технологий. Иван Овчарук прав, предполагая, что последует судебное обжалование незаконных назначений. Наступать на те же грабли, как это было с согласованием судей не законодательным собранием, чего требует федеральный закон, а палатой представителей, что поставило под угрозу тысячи решений вынесенных вновь назначенными судьями, не следует. Не факт что Верховный суд России вновь захочет подставлять собственную репутацию из-за умышленных ошибок, допущенных Свердловским областным судом и законодателями.
Президент С.И.Беляев
17.05.02.