1 октября 2009 г. около 15:00 независимый журналист-правозащитник Сергей КУЗНЕЦОВ вместе с адвокатом Ольгой МОИСЕЕВОЙ на автомашине Мерседес 190Е двигался по трассе Екатеринбург-Полевской на заседание Полевского городского суда, назначенного на 16:00.
Первый патруль ДПС находился непосредственно за границей Чкаловского района Екатеринбурга и Полевского района Свердловской области, у железнодорожного моста через трассу, между п.Горный щит и с.Курганово. На этом посту машина КУЗНЕЦОВА не привлека внимания сотрудников полка ДПС ГИБДД Свердловской области.
Второй патруль ДПС, находившийся вблизи пересечения трассы и дороги к с.Раскуиха, остановил машину КУЗНЕЦОВА по приметам, совпадающим с машиной, находящейся в розыске. После короткой проверки документов на машину и водительских прав КУЗНЕЦОВА машина была отпущена.
Третий патруль ДПС остановил машину КУЗНЕЦОВА через несколько сот метров по ориентировке, указывающей на машину марки "Мерседес" белого цвета (без указания модели автомобиля, госномеров и иных примет), после чего КУЗНЕЦОВ предъявил документы на машину (техпаспорт и техталон), свое водительское удостоверение, страховку и доверенность от собственника машины. Передавать документы на машину и водительское удостоверение в руки инспекторов КУЗНЕЦОВ отказался, поскольку пришел к выводу, что в имеющейся ситуации подобные требования сотрудников ДПС противоречат действующему законодательству и могут привести к еще более негативным последствиям и более тяжким обвинениям.
ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Сотрудники ДПС в соответствии с п. 2.1.1 ПДД имеют право требовать для проверки водительское удостоверение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра; документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения транспортным средством; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
В соответствии с п.63 Административного регламента МВД сотрудники ДПС имеют также право останавливать транспортное средство для проведения определенных мероприятий, однако в документе особо подчеркивается, что остановка автомобля с целью проверки документов на машину и водительского удостоверения допускается "только на стационарных постах ДПС".
Как показывает практика, сотрудники ДПС регулярно и целенаправленно подменяют эти, никак не взаимосвязанные между собой, должностные права (на остановку автомобиля и проверку документов) для создания искусственной ситуации, способствующей грубым нарушениям прав граждан, административному произволу и совершению ими уголовного преступления в виде вымогательства денежных средств у водителей и иных преступлений заказного характера, связанных с подбрасыванием в "непонравившийся" автомобиль оружия и наркотиков либо предъявлением водителю более серьезных обвинений.
Кроме того, законом никак не регламентирована продолжительность проверки документов водителя и задержания транспортного средства, а также не предусмотрена какая-либо ответственность сотрудников ДПС за незаконную и необоснованную остановку автомобиля на ничем не ограниченный срок.
В таком случае, НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ для обеспечения прав водителя на отказ от дальнейших необоснованных требований инспектора:
- "выйти из машины",
- "открыть капот для сверки номерных агрегатов",
- "провести досмотр салона машины и багажника",
- пройти в патрульную машину ДПС для проведения "беседы" или "проверки на наличие задолженности по уплате штрафов", -
а, следовательно, права водителя на сохранение своего времени и предотвращение возникновения еще более злокачественной и откровенно криминальной ситуации,
ЯВЛЯЕТСЯ ОТКАЗ ВОДИТЕЛЯ ОТ ВЫХОДА ИЗ СВОЕЙ АВТОМАШИНЫ И ОТКАЗ ОТ ПЕРЕДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ВОДИТЕЛЯ ЛИЧНО В РУКИ ИНСПЕКТОРУ ДПС.
Следует также отметить, что подобная тактика поведения водителя наиболее успешна и оправдана только в том случае, если водитель автомашины, подвергшейся необоснованной остановке, имеет гораздо более сильную внутреннюю мотивацию и психологическую готовность к сопротивлению ментовскому беспределу, т.е. совершенно точно уверен и знает, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не нарушал и не мог нарушить правил дорожного движения, а его машина ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не может находиться в розыске по угону или по каким-либо иным веским основаниям.