С 5 мая свыше 500 рабочих основных специальностей акционерного общества "Свердловскметрострой" прекратили работу по строительству очередной станции екатеринбургского метрополитена. Требования, с которыми бастующие обратились к областным властям - выплата задолженности по заработной плате, которую рабочие не получают в течение пяти месяцев.
Впрочем, сами бастующие хорошо понимают, что эти требования, адресованные именно к областным властям, не совсем правомерны, поскольку строительство областного метро финансируется сегодня из трех источников - городского, областного и федерального бюджетов.
Наиболее регулярно поступают деньги из городского бюджета - из 30 миллионов новых деноминированных рублей на сегодняшний день выплачено 26 миллионов. Задолженность областного бюджета сегодня составляет более 50 миллионов рублей. Но львиную долю неполученных метростроителями денег составляют 100 миллионов рублей из федерального бюджета, которых в Екатеринбурге ждут с января нынешнего года.
По словам председателя цехкома тоннельного отряда № 36 "Свердловскметростроя" Николая Маслова, ситуация напоминает известную поговорку про чемодан без ручки - и нести тяжело, и бросить жалко. Перебои в финансировании строителдьства стали постоянными, так же как стали регулярными и акции протеста метростроителей - забастовки, пикетирования, поездки руководства за деньгами в Москву. На какое-то время деньги находят, но через два-три месяца все повторяется снова и рабочие месяцами сидят без своих кровно заработанных денег.
Но сегодня ситуация подошла к критической черте - наиболее квалифицированные работники - проходчики и горнорабочие десятками увольняются в предприятия, приток молодых специалистов прекратился полностью, и остаются лишь те, которым по причине зрелого возраста невозможно найти работу на других предприятиях. И если через два-три месяца каким-то чудесным образом вдруг удастся полностью выправить финансовое положение, то не исключено, что возобновить работы будет невозможно из-за отсутствия квалифицированных кадров.
С другой стороны, консервация строительства екатеринбургского метро сегодня так же вряд ли возможна, демонтаж подземного оборудования и механизмов, перекрытие и затопление уже проложенных километровых тоннелей потребует таких огромных средств, осилить которые не смогут ни федеральный, ни областной, ни городской бюджеты вместе взятые.
Сегодня на екатеринбургском метро ведутся лишь вспомогательные работы, удерживающие подземные выработки от обрушения, основные работы прекращены полностью, проходчики ждут из Москвы обещанных денег.
ПЛЕНКА:
О ситуации на строительстве екатеринбургского метрополитена рассказывал председатель цехкома тоннельного отряда №36 Николай Маслов.