СОВЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Глава I
Перемены в советском аппарате активных мероприятии в 1986 году
Перемены в советском аппарате активных мероприятий в 1986 году
В течении 1986 года произошли изменения в крупнейшей советской подставной организации, а также в ключевых отделах ЦК КПСС и министерствах, ответственных за проведение активных мероприятий. Ниже рассматриваются три важнейшие перемены: реорганизация руководящих органов находящегося в Хельсинки Всемирного совета мира, перемены в руководстве Международным отделом ЦК КПСС и создание Отдела неприсоединившихся стран в Министерстве иностранных дел.
Реорганизация Всемирного совета мира
Одним из основных способов мобилизации сил в поддержку ВСМ и координации его деятельности с другими группами является одновременное членство в нескольких организациях. Так, многие руководители ВСМ одновременно группами является одновременное членство в нескольких организациях. Так, многие руководители ВСМ одновременно являются членами правлении и комитетов других организаций или групп, а многие из советских деятелей-членов ВСМ и других подставных организаций одновременно занимают ведущие посты в советских ВУЗах, творческих союзах, научных и религиозных кругах.
Задачей ВСМ является объединение коммунистов с различными другими общественными и политическими течениями, такими как социалисты, национально-освободительные движения, революционные лидеры развивающихся стран. С целью добиться признания и/или поддержки советских внешнеполитических целей вне круга традиционных союзников СССР ВСМ все больше развивает контакты с менее политически ориентированными группировками (например, организациями сторонников защиты окружающей среды, работников умственного труда, общественными организациями).
Одной из целей Москвы в течении прошедшего года было смягчение напряженности, развившейся в период с 1980 года между твердолобыми советскими деятелями ВСМ и западноевропейскими некоммунистическими активистами движений сторонников мира. Советские представители неизменно настаивали на том, что критика в вопросах разоружения и обороны должна быть адресована лишь Соединенным Штатам. Многие ведущие активисты - некоммунисты не соглашались с такой позицией, возлагая вину в одинаковой мере на обе сверхдержавы. В течении многих лет Москва вела интенсивную пропагандистскую кампанию, имеющую цель дискредитировать саму идею "равной ответственности" и ее сторонников.
В целях преодоления раскола с этим крылом борцов за мир ВСМ на состоявшейся 24-27 апреля 1986 в Софии организационной сессии предпринял по указанию Москвы ряд реформ. Основными переменами были: восстановление должности Генерального секретаря; формальное расширение прав Бюро ВСМ; увеличение состава секретариата, Президентского комитета и, повидимому. Совета в целом.
Генеральный секретарь
На открытии софийской сессии ВСМ тогдашний председатель Советского комитета защиты мира (СКЗМ) Юрий Жуков отметил, что "в последнее время ряд национальных комитетов борцов за мир внесли предложение о воссоздании поста Генерального секретаря ВСМ, который, работая в тесном сотрудничестве с Председателем, будет отвечать за повседневную деятельность Секретариата" [ 1 ] . Далее он заявил, что СКЗМ целиком поддерживает это предложение, а ввиду особой важности сотрудничества с западноевропейскими антивоенными движениями, на эту должность наиболее подходит представитель Европы. В заключении Жуков сказал, что наиболее подходящим на этот пост был бы представитель движения за мир страны, в которой находится штаб-квартира ВСМ - Финляндии.
В написанной после софийского совещания статье Жуков представляет Пакаслахти как "руководителя представительной общественной организации - Финляндского комитета защиты мира, - единогласно избранного Генеральным секретарем ВСМ". В совокупности эти события подтверждают решающую роль Москвы в выборе кандидатуры Пакаслахти на восстановленный пост генерального секретаря ВСМ.
Бюро Президентского комитета
Новыми вице-президентами (в количестве 12 человек) являются представители Афганистана, Бельгии, Гвинеи-Биссау, Замбии, КНДР, Ливии, Непала, Нидерландов, Новой Зеландии, Сенегала, Уругвая, Японии. Поскольку Южный Йемен (НДРЙ) выбыл из состава Президентского комитета, общее количество членов увеличилось на 11. Из 12 вновь кооптированных представителей только Бельгия, Гвинея-Биссау, Замбия и Япония ранее были кандидатами в члены бюро. Другие ранее представленные страны - Чили, Коста-Рика, Мозамбик, Перу, Пуэрто-Рико, Венесуела, Швейцария, Гренада - оказались за бортом, по-видимому ввиду незначительности акций ВСМ в этих странах.
В вышеупомянутом выступлении Жуков призвал к укреплению Бюро и организации функционирующих под его руководством рабочих групп. Уже после встречи он заявил, что Бюро реорганизовано с тем, чтобы стать "основным исполнительным органом движения", добавив, что собираться оно будет по необходимости, также как и вице-президентские рабочие группы.
Тот факт, что теперь Бюро ВСМ может созывать заседания по необходимости по-видимому снижает авторитет Р. Чандры, который ранее мог по своему усмотрению созывать бюро для рассмотрения "чрезвычайных" вопросов (например, американская военная операция в Гренаде) между очередными запланированными заседаниями Бюро и Президентского комитета. Новая структура предусматривает более широкие консультации.
Секретариат
Оглядываясь назад, можно сказать, что кое-какие перестановки, произведенные до софийской встречи, указывают на намерение СССР внести изменения в руководстве ВСМ. Так, замена Таира Таирова Олегом Хархардиным в качестве главного советского представителя в секретариате явно отражало желание ограничить власть Р. Чандры. Хархардин работник более высокого ранга, чем Таиров: до назначения в Хельсинки он был одним из двух первых заместителей председседателя СКЗМ и, соответственно, сотрудником Международного отдела ЦК КПСС. Он мог осуществлять значительный контроль над повседневной деятельностью ВСМ.
Президентский комитет
Нидерланды и Бельгия занимают особое место в советских усилиях, направленных на подрыв НАТО и использование движения за мир для пропаганды советской политики в области обороны и разоружения. Не менее важна Новая Зеландия - по тем же причинам. В СССР приветствовали отход Новой Зеландии от союза с Австралией и США (оборонительное содружество АНЗЮС) и ее отказ разрешать американским военным кораблям заходить в новозеландские порты.
Бразилия и Мексика - крупнейшие из латиноамериканских должников западным финансовым учреждениям; неудивительно, что они играют ключевую роль в кампании против выплаты этих долгов, которая особенно активно поддерживается Кубой. После прошлогодней бомбежки Триполи американскими самолетами Ливия стала основным объектом сочувствия в направляемой СССР кампании, имеющей целью заклеймить США как главного виновника "государственного терроризма". Объединение Кореи, проблеме которого советская пропаганда отводит все большее внимание, также является тематикой деятельности различных подставных организаций. Так, например, это было одной из основных тем состоявшейся в декабре 1986 г. конференции в Гаване.
Перемены в Международном отделе ЦК КПСС
МО также несет ответственность за связь с не находящимися у власти коммунистическими, социалистическими и другими левыми партиями, подставными международными организациями, движениями сопротивления, обществами дружбы. МО использует эту сеть для распределения помощи, а также для пропаганды и идеологического руководства в международных вопросах. Среди других обязанностей МО - оказание помощи Отделу агитации и пропаганды ЦК КПСС и советским средствам массовой информации в проведении различных пропагандистских кампаний, наблюдение за подпольными радиопередачами, а также руководство деятельностью редсовета органа международного коммунистического движения - журнала "Проблемы мира и социализма". МО использует журнал для того, чтобы держать иностранные компартии в курсе политической линии КПСС. Кроме того МО играет весьма важную роль в планировании, координировании и руководстве активными мероприятиями, т.е. программ дезинформации и подлогов, имеющих целью дискредитировать представления о США в других странах и подорвать американские внешнеполитические цели.
Идеи для активных мероприятий или пропагандистских кампаний исходят от МО, Политбюро, Отдела пропаганды или КГБ. Политбюро осуществляет общее руководство, в то время как за реализацию операций отвечают Служба А Первого Главного управления КГБ, Отдел пропаганды и МО. Кампания активных мероприятий может сочетать как скрытую, так и открытую деятельность. Служба А занимается в основном тайными активными мероприятиями, однако она тесно сотрудничает с МО и, по всей видимости, Отделом пропаганды. МО использует свою разветвленную сеть международных связей и подставных групп для того, чтобы координировать, финансировать и проводить в жизнь различные кампании.
Всемирный совет мира (ВСМ) - крупнейшая и самая известная из подставных организаций, функционирующих под общим руководством МО, однако Москва финансирует и множество других подставных групп, ориентированных на определенные профессиональные и общественные круги. Как видно из приведенного в приложении к настоящей главе списка сотрудников МО, отдел имеет на уровне заведующих секторами лиц, ответственных за конкретные общества дружбы, международные организации и подставные группы.
В штате МО около 300 человек, работающих в различных географических и функциональных бюро. МО также привлекает к работе референтов и инструкторов, состоящих в штате других организаций (например, Академии наук СССР).
В период после Октябрьской революции и до второй мировой войны связями КПСС с другими коммунистическими партиями, а также деятельностью типа активных мероприятий, ведал III Интернационал, или Коминтерн, распущенный Сталиным в 1943 году в качестве жеста доброй воли по отношению к союзникам. МО был создан некоторое время спустя как преемник Коминтерна. (Вторым преемником Коминтерна в течении некоторого времени был Коминформ.) До 1957 г. МО заведовал отношениями как с правящими, так и с не находящимися у власти компартиями, однако, вслед за кризисами 1956 года КПСС пересмотрел характер своих связей с правящими компартиями, передав ответственность за них вновь созданному Отделу по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран [ 2 ] .
Кто первоначально возглавлял МО неизвестно, но с начала или середины 50-х годов его возглавил Борис Пономарев. До марта 1986 г. Пономарев был кандидатом в члены Политбюро и секретарем ЦК КПСС, а также ведущим специалистом по внешней политике и партийным идеологом.
С приходом к власти в качестве Генерального секретаря Михаила Горбачева в МО произошел ряд важных изменений. На смену Пономареву в 1986 г. пришел Анатолий Добрынин, бывший много лет послом в США. C Первым заместителем заведующего МО был назначен бывший первый эамминистра иностранных дел Георгий Корниенко, а бывший советский представитель в Постоянной консультативной комиссии (по вопросам контроля над вооружениями) генерал-лейтенант Виктор Стародубов был введен в МО, по-видимому в качестве заведующего сектором по проблемам контроля над вооружениями [ 3 ] .
С назначением Корниенко в МО стало два первых зама - другим является занимающий этот пост в течении 10 лет Вадим Загладин. Он, как и Корниенко, является членом ЦК КПСС, и оба они хорошо знакомы с проблемами США и контроля над вооружениями.
В целом за последние два-три года произошла значительная смена персонала МО, в него введены профессиональные дипломаты и другие специалисты в области внешней политики. Под руководством таких высокопрофессиональных кадров МО сохраняет свои традиционные функции и в то же время расширяет свою роль. С назначением Добрынина, Корниенко и Стародубова МО еще более концентрируется на вопросах политики и занимает более заметное место в советском внешнеполитическом аппарате. Кроме того приход в МО Стародубова и Корниенко по-видимому указывает на то, что отделу
отводится более заметная роль в вопросах контроля над вооружениями и разоружения, являющихся ведущими объектами советских активных мероприятий.
В области активных мероприятий наблюдаются некоторые тенденции к более активному участию МО. Часто выезжающие за границу сотрудники МО демонстрируют гораздо большую искушенность. Теперь они уже не довольствуются встречами лишь с представителями левых партий и подставных групп а стремятся наладить контакты с авторитетными представителями ученых кругов и другими деятелями, в том числе и с консервативными. Проявляют они и большее умение в общении с представителями западной прессы.
Советские связи с основными подставными организациями, как например. Всемирный Совет Мира, широко известны. Однако в настоящее время СССР во все большей мере наводит мосты с такими независимыми организациями, как Врачи за предотвращение ядерной войны, которыми Москва стремится манипулировать, хотя они и не находятся под ее прямым контролем.
Наконец, МО серьезно стремится разрешить имеющиеся разногласия и наладить отношения между КПСС и другими компартиями, в частности, рядом компартий Западной Европы, Японии и Союзом коммунистов Югославии. Эти усилия представляются частью планируемой Горбачевым будущей международной встречи компартий. Правда, итальянская компартия отвергла такое предложение почти сразу после того, как оно было сделано президентом Румынии Чаушеску.
Отдел неприсоединившихся стран МИД СССР Созданием в мае 1986 г. при МИДе СССР нового Отдела неприсоединившихся стран Москва пытается официально узаконить свою деятельность, направленную на распространение своего влияния на Движение неприсоединения.[ 4 ] Интерес, проявляемый Москвой к этому движению, непрерывно растет с тех пор как оно в начале 70-х годов вступило на путь более радикальных действий [ 5 ] . Отдел, повидимому, призван улучшить координацию между различными ведомствами, занимающимися Движением неприсоединения, - МИД, МО ЦК КПСС, КГБ, Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. Ему также, вероятно, предстоит сыграть важную роль в реализации активных мероприятии. Начальником Отдела неприсоединившихся стран назначен Сергеи Яковлевич Синицин - специалист МИДа по вопросам Африки и бывший офицер КГБ. Служба Синицина в КГБ несомненно будет способствовать осуществлению отделом активных мероприятий. Действительно, после создания нового отдела уже наблюдается рост уровня дезинформации и манипуляции средствами массовой информации в вопросах, связанных с движением неприсоединения. (В Главе IX приводятся подробности некоторых инспирированных СССР дезинформационных материалов по поводу США в связи со встречей представителей неприсоединившизся стран на высшем уровне в столице Зимбабве Хараре.) Москва также была за кулисами предпринимавшихся в преддверии и во время совещания в верхах в Хараре 26 августа-7 сентября 1986 г. усилий по распространению в неприсоединившихся странах ряда антиамерикансих книг, таких как "Дьявол и его копье" (написанное европейским корреспондентом индийского журнала "Блитц") и "Заговор против Движения неприсоединения". Обе книги огульно обвиняют США в стремлении свергнуть законные правительства ряда развивающихся стран, зверски эксплуатируя при этом их народы и природные ресурсы. Зачастую дезинформация проводится под аккомпанимент простейшей пропаганды. Так, советская пресса весьма положительно освещала Движение неприсоединения перед встречей в Хараре, во время и после нее. Например, в 1986 году журнал "Новое время" - который оставшийся на Западе бывший сотрудник КГБ Станислав Левченко назывет пропагандистким орудием в руках МО и 1-го Главного управления КГБ, - посвятил 34-х страничное приложение истории Движения неприсоединения, подчеркивая при этом его "антиимпериалистический характер". Горбачев весьма похвально отозвался о Движении неприсоединения в своей речи на сентябрьском (1986) пленуме ЦК КПСС, а министр иностранных дел Шеварднадзе делал ему реверансы в своем выступлении перед Генеральной ассамблеей ООН в сентябре того же года. А на пресс-конференции в октябре председатель Движения неприсоединения Мугабе противопоставлял поддержку СССР безразличию якобы проявлямому США к проблемам неприсоединившихся стран. Перед встречей на высшем уровне в Хараре Москва усиленно обхаживала ведущих членов Движения неприсоединения. По сообщениям прессы цель была двоякая: с одной стороны, заручиться поддержкой советских предложений по разоружению, а с другой не допустить упоминания СССР в разделе итогового документа, посвященного Афганистану. В дополнение к своим дипломатическим усилиям СССР тщательно следил за ходом дел в Хараре; по сообщениям наблюдателей, по крайней мере 50 советских представителей присутствовали на встрече. Советский Союз имел все основания быть довольным результатами конференции в Хараре. Критические замечания против США были сделаны 68 раз, из них 19 только в дискуссии по Латинской Америке и Карибскому бассейну. Москва отреагировала на это положительно, особо подчеркнув поддержку конференцией советских предложений по разоружению. Советские средства массовой информации подчеркивали критику конференцией политики США, особенно в отношении Южной Африки и Никарагуа, и американского "экономического империализма" (формулировка, используемая Москвой для характеристики объявленного намерения США сократить в будущем помощь Зимбабве). В распространенной ТАСС в сентябре статье заявляется: "В большинстве выступлений участников ... и почти в каждом параграфе итогового документа конференции содержится прямая или косвенная критика США и клеймится великодержавная политика администрации Рейгана". В другой распространенной ТАСС статье говорится, что "Советский Союз высоко ценит деятельность" Движения неприсоединения и "будет продолжать поддерживать неприсоединившиеся страны в их борьбе против сил агрессии и гегемонизма". В то же время СССР по ряду вопросов остался не совсем довольным результатами конференции. Так, Индия заняла умеренную позицию по отношению к США. Хотя премьер-министр Индии Р. Ганди положительно отозвался о !!! советских предложениях по разоружению, он также от имени Движения неприсоединения призвал Советский Союз прекратить интервенцию в Афганистане. Кроме того Ганди ни разу во время своих трех выступлении на конференции прямо не критиковал США. Недовольство СССР этой позицией отражено в статье, появившейся в просоветской индийской газете "Патриот", созданной КГБ в 1962 для распространения дезинформации. Статья критикует Ганди за "умышленное стремление воздержаться в Хараре от критики негативной роли США в международных делах..." Теперь, с созданием Отдела неприсоединившихся стран МИД, следует ожидать усиления советского влияния на Движение неприсоединения. Мерой продолжающегося успеха в этом направлении могут служить результаты специальной сессии координационного бюро Движения неприсоединившихся стран на министерском уровне, состоявшемся в марте 1987 г. в Джорджтауне (Гайана). В коммюнике сессии содержится 26 конкретных обвинений США, что представляет собой новый рекорд для документов Движения неприсоединения, касающихся какого либо одного географического региона.
Перу: новый перспективный объект
Примечания [ 1 ] Юрий Жуков. "Привести деятельность Всемирного совета мира в соответствие с новой международной обстановкой". Выступление на сессии Всемирного совета мира 24 апреля 1986, стр. 6. [ 2 ] Элизабет Тиг. "Иностранные отделы ЦК КПСС" ."Бюллетень Радио „Свобода"", 27 октября 1980. [ 3 ] Полковник Уоллес Сполдинг. "Перестановки в МО ЦК КПСС". "Проблемы коммунизма", июль-август 1986, стр. 80-86. [ 4 ] Движение неприсоединения основано в 1961 г. Членами его являются 99 государств плюс Организация освобождения Палестины (ООП) и Организация народа Юго-Западной Африки (СВАПО). Хотя все они заявляют, что находятся вне влияния любого из сверхдержав, некоторые в действительности весьма зависимы от Москвы, в частности Куба, Никарагуа, Афганистан, Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Южный Йемен, Вьетнам. Их тесные связи с СССР в сочетании со способностью действовать оперативно как небольшая дисциплинированная группа внутри Движения неприсоединения, вполне компенсирует их относительную немногочисленность.
[ 5 ] Ричард Л. Джексон. "Неприсоединившиеся страны и сверхдержавы". (1983), стр. 189-208. По мнению Москвы, к 1973 году Движение неприсоединения стало позитивным механизмом, пригодным как для изоляции США, так и для завоевания поддержки советских глобальных устремлений. С того времени СССР со все возрастающей щедростью расточает похвалу в адрес идеи неприсоединения. К моменту встречи на высшем уровне в Коломбо Брежнев уже подчеркивал идентичность взглядов СССР и Движения неприсоединения: "Как неоднократно подчеркивалось в важнейших документах КПСС, Советский Союз высоко ценит антиимпериалистическую, антиколониалистскую, антирасистскую ориентацию Движения неприсоединения..."
Приложение Международный отдел ЦК КПСС Заведующий отделом
Первые заместители
Заместители начальника
Заведующие секторами
Заместители заведующих секторами
Инструктора
Ответственные работники
Группа консультантов
Члены
Перемены в советском аппарате активных мероприятии в 1986 году Реорганизация Всемирного совета мира Перемены в Международном отделе ЦК КПСС Отдел неприсоединившихся стран МИД СССР Примечания Приложение
© 2000 ОКПЗ Екатеринбург
|