Вместе с тем вьетнамские военные, также занимающиеся поиском самолетов, передали из штаба на аэродроме Камрань: уже обнаружены обломки двух из трех "сушек", а также останки одного из наших летчиков. Точнее, с вертолета было замечено не тело, а парашют, распластавшийся по раскидистым веткам тропического дерева. Если под парашютом и скрывается человек, личность его, понятно, установить пока невозможно. Так как вокруг других парашютов не обнаружили, можно лишь предположить, что он летел не в "спарке" (напомним: из четырех пропавших пилотов двое находились в одной кабине, и двое шли по одному).
По информации из главного штаба ВВС в Москве, точка, где упали по крайней мере два истребителя, находится на высоте 445 метров над уровнем моря, примерно в сорока километрах к западу от аэродрома полуострова Камрань - именно там должны были сесть "сушки". Несмотря на ультрасовременную амуницию для работы в джунглях поисковая группа к вчерашнему вечеру еще не смогла выйти на место трагедии. Поиск осложняет и тот факт, что самолеты рухнули в джунгли на склоне высокого холма - так что поисковикам приходится идти в гору не только сквозь густые заросли, но и навстречу потокам воды, принесенным обильным тропическим дождем. Прибавьте к этому высокую влажность и жару в 35 градусов - и вы поймете, как тяжело дается эта операция.
Вопросы типа "Кто виноват, люди или машины?" офицеры ВВС справедливо называют провокационными - до тех пор, пока не проведен тщательный осмотр останков самолетов, однозначный ответ дать невозможно. По их словам, ясно одно: истребители летели треугольником, ведущий - впереди, двое ведомых - за ним...
В последние дни появилась еще одна версия случившегося. Дело в том, что в одну из ночей после очередного аэрошоу на малазийской выставке "ЛИМА-95" неизвестными были вскрыты люки на российских вертолетах и самолетах, в том числе на Су-27... Диверсия? Но перед вылетом в Камрань профессионалы - механики провели дополнительный тщательный осмотр истребителей.
Мы еще вернемся к этой версии.
...Этот перелет готовился почти два месяца. Проводился особый технический контроль самолетов. Сами летчики в специальных тренировках не нуждались: программа, с которой они выступали в Малайзии, была отработана больше сорока раз на самых разных показах.
Перед отлетом у "Русских витязей" был праздник. Майору Николаю Гречанову присвоили звание "Заслуженный летчик России". Среди авиаторов это самая высокая награда. Отметили, порадовались за виновника торжества, через несколько дней улетающего на авиасалон в Малайзию. Ни у кого не было плохих предчувствий.
- У нас есть печальная традиция, - рассказывает супруга одного из летчиков Ирина Григорьева, - когда с кем-то случается беда, собираются жены офицеров. Они должны принести в дом своей подруги страшную весть. Обычно, когда жена открывает дверь и видит перед собой молчащих женщин, все понимает сама. Никакие слова утешения здесь не помогут...
Узнав о трагедии, жена майора Сырового упала в обморок. Остальные женщины старались держаться. Сейчас каждая из них живет надеждой, что этот кошмар скоро кончится. Теща майора Кордюкова, нашла хорошего экстрасенса. Посмотрев на фотографию, тот заявил, что видит Николая еще двух человек, идущих по песчаной косе где-то у океана. У одного из них повреждены левое плечо и нога. Второй тоже ранен. Третий, видимо, сам Кордюков, здоров. Дай Бог, чтобы эти прогнозы оправдались.
В понедельник летчики должны были бы отмечать день рождения Николая Гречанова. Ему исполнилось тридцать три года. По стечению обстоятельств именно в этот день из Вьетнама, пришла страшная весть: спасатели видели труп одного из летчиков висящий на стропах, зацепившегося за дерево парашюта…
Почему произошла эта трагедия? Сами летчики из эскадрильи "Русские витязи" уверены, что их коллеги не могли допустить ошибки. Это были опытнейшие асы, способные найти выход из любого положения. У каждого по 100 часов налета, в то время как опытными у военных летчиков считаются пилоты с налетом по 25 часов. Сейчас у военных две версии: ошибка была совершена наземными службами или экипажем ведущего самолета, который, собственно, и определял маршрут. Но это только предположения. Делать выводы придется уже не им.