[21-12-1995]
Вечерняя Москва


Трагедия в Камрани: вопросов все меньше…

П.С.Дейнекин Как всегда, когда не хватает достоверной информации, в прессе появляются версии, варианты и домыслы. Те же, кто этой информацией располагает, не всегда вправе ее "засвечивать" - тому бывают разные причины. Не спешило и командование ВВС, и данные оттуда шли тоненьким ручейком. В результате главком Военно-воздушных сил собрал пресс-конференцию и начал ее с опровержения некоторых сообщений, появившихся в газетах и на телевидении. Во всяком случае в первых же словах он снял всякие обвинения со своего заместителя Виктора Кота, возглавлявшего делегацию в Малайзии и якобы бывшего на борту лидировщика группы - самолета Ил-76. Не был В. Кот на борту в тот злополучный день, а полетом группы из шести самолетов руководил генерал-майор Гребенников.

Итак, что имеем на сегодня? Остатки всех трех разбившихся Су-27 были обнаружены еще 16 декабря в 11.25 местного времени. Тогда же с борта поднявшегося всего на два часа (ровно столько времени выделила природа, чуть разогнав сплошную низкую облачность) вертолета был замечен и купол парашюта на деревьях.

Для того, чтобы пробиться к одному из самолетов, понадобилось трое суток. И вот 19 декабря в 16.50 спасатели вышли к первому из разбившихся самолетов -"спарке". Обнаружены тела летчиков. Раскрывшийся парашют принадлежал командиру самолета подполковнику Борису Григорьеву. Нет, он не успел воспользоваться катапультой - произошло самопроизвольное срабатывание ката пульты от удара самолета о землю. Второй член экипажа - майор Александр Сыровой - находился в кабине самолета.

Два других Су-27 находятся примерно в полутора километрах от места падения "спарки" неподалеку один от другого. При падении оба самолета пропахали в джунглях две практически параллельные просеки. Тут трудно говорить о каких-то шансах у пилотов, но пока о судьбе майоров Николая Гречанова и Николая Кордюкова командование ВВС говорит сдержанно. Казалось бы, 1,5 километра - мелочь, однако одолеть это расстояние пока не удалось. Обессилившие от работы в практически непроходимых джунглях вьетнамские проводники нуждались в отдыхе, и две поисковые группы из трех вынуждены были вернуться в базовый лагерь. На помощь работающим в Камрани спасателям вчера из дальневосточного аэропорта вылетел Ил-76 с отрядом подготовленных к работе на скалах спасателей МЧС.

Вопрос корреспондента "ВМ" касался времени, непосредственно предшествовавшего трагедии. Главком ничего не скрывал - по окончании "официальной" части нескольким наиболее настырным корреспондентам были продемонстрированы и схемы строя самолетов, И карта района поисков, и расшифровка радиообмена между экипажами. Сейчас все можно расписать по минутам и секундам. Ситуация не предвещала беды. Взлетели с малайзийского острова Ланкави, построились клином - Ил-76 в центре, тройка Су-27 справа от него, пара - слева. Шли на высоте 7000, потом пришлось подняться до 8200. Снижались в сплошной облачности, жестко выдерживая заданный десятиметровый интервал. В это можно не верить, но такой полет для асов пилотажной эскадрильи "Русские витязи" - нормальное дело. Но в ходе снижения была допущена ошибка, ставшая причиной трагедии - группа шла на высоте значительно меньшей, нежели необходима для захода на посадку на аэродром Камрань. Когда прозвучал сигнал радиовысотомера, автоматически извещающий экипаж, что высота полета ниже заданной, командиром лидировщика генералом Гребенниковым была дана команда всей группе на срочный набор высоты. Но вся шестерка в этот момент шла в повороте, с правым креном, и высота правой тройки была хоть не намного, но меньше, чем у остальных самолетов. Да и препятствие - сопка высотой 722 метра - была справа. По всему судя, судьбу решали считанные метры...

Те, кому этих метров хватило - экипажи Ил-76 и обоих Су-27 - набрали безопасную высоту, после чего истребители ушли на запасной аэродром, а транспортник, затратив значительное время на попытки связаться с потерпевшими аварию экипажами, в конце концов, сел в Камрани.

Что касается радиотехнического обеспечения этого аэродрома, то он оснащен всем необходимым для обеспечения безопасной посадки даже в сложных метеоусловиях. Тем более, что "Русские витязи" уже садились на этот аэродром совсем недавно, 4 декабря, по дороге в Малайзию, и никаких проблем в тот раз не возникало… К навигационному оборудованию самолетов тоже нет претензий - все необходимое было.

Так что же стало причиной того, что группа "провалилась" ниже безопасной высоты? Давайте вспомним целую черёду авиакатастроф, произошедших восемь лет назад в Армении. Командиры нескольких самолетов просто забывали установить на баровысотомерах, определяющих высоту полета в зависимости от атмосферного давления "ноль" аэродрома посадки. А что в Камрани атмосферное давление в тот день было значительно ниже нормы, доказывать не надо: сплошная облачность, непрекращающийся ливень... Миллиметр ртутного столба на высотомере соответствует метрам десяти высоты и при значительном падении давления речь может идти об ошибке в сотни метров. Впрочем, пусть эта версия, хотя и подтвержденная несколькими авиаспециалистами и летчиками, остается на моей совести - на пресс-конференции говорилось лишь о том, что ошибка в определении высоты была...


Алексей ПЕСКОВ
фото автора



см.также:

Выборы в Кубинке - за кого будут голосовать летчики-истребители [30-06-1996]
Бессрочная забастовка пилотов в Кубинке [30-04-1996]
Трагедия "Русских витязей" - существование пилотажных групп находится под вопросом [26-12-1995]
Гибель "Русских витязей" - новые подробности [25-12-1995]
Гибель "Русских витязей" во Вьетнаме - первые вопросы [25-12-1995]
"Парадный" полк в Кубинке [22-07-1994]
Документы
Пресса
Фото
Видео


Пресса