[21-12-1995]
Независимая газета


Расследование трагедии будет скрупулезным

Тщательно отрабатываются все возможные версии гибели российских Су-27

В составе специальной комиссии Министерства обороны России, ведущей расследование причин катастрофы трех российских Су-27 в районе вьетнамского аэродрома Камрань, образованы три подкомиссии - летная, инженерно-техническая и административно-штабная. Об этом сообщил "НГ" хорошо информированный источник в Службе безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ. По его словам, существуют достаточно высокие шансы точного выяснения всех обстоятельств, в конечном итоге приведших к тяжелому авиапроисшествию в небе Вьетнама. В соответствии с функциональным предназначением указанных подкомиссий российские военные эксперты сосредоточили усилия на нескольких основных направлениях, которые, как полагают, приведут к правильным выводам.

Из штаба авиационной дивизии в Кубинке, где базировалась пилотажная группа ВВС "Русские витязи", затребованы аттестационные материалы и выписки из летных книжек на Николая Гречанова, Бориса Григорьева, Николая Кордюкова и Александра Сырового, пилотировавших разбившиеся боевые машины. Хотя уровень летной квалификации этих пилотов неоднократно подтверждался блестящими демонстрационными полетами на многих мировых авиасалонах и сомнения не вызывает, тем не менее будет самым тщательным образом проанализирован график их предполетной подготовки, проверены наличие допуска к выполнению полетов в сложных метеоусловиях, последовательность и полнота сдачи необходимых зачетов в соответствии с требованиями приказов и директив главнокомандующего ВВС, а также других нормативных документов. Такова реальность, ибо наряду с отказом авиатехники человеческий фактор продолжает оставаться одной из главных причин, непосредственно влияющих на безопасность полетов и состояние аварийности в военно-воздушных силах. Малейшее отступление от установленных правил может обернуться непоправимыми последствиями даже для асов.

Организован сбор всей имеющейся информации о разбившихся Су-27, включая такие подробности, как дата выпуска на заводе-изготовителе, сроки проведения среднего и капитального ремонта. Проводится предварительный анализ их технического состояния. Помимо формуляров на основные агрегаты и узлы авиационного оборудования и радиоэлектронной аппаратуры, планер, самолетные двигатели комиссией также изъяты служебные документы, которые в соответствии с Наставлением по инженерно-авиационной службе (НАС) велись личным составом НАС эскадрильи и техниками, готовившими самолеты перед последним вылетом. Изучаются правильность и последовательность выполнения регламентных, настроечных и ремонтных работ, проводимых на авиатехнике эскадрильи силами специалистов технике - эксплуатационной части.

В распоряжении комиссии находятся материалы объективного контроля с наземных средств связи и радиотехнического обеспечения аэродрома посадки. Так, удалось получить записи всего радиообмена, который происходил непосредственно перед катастрофой (между "лидером" - Ил-76 и пятеркой Су-27, между ними и наземными диспетчерскими службами). На пленке зафиксированы также все команды, которые отдавались руководителем полетов.

Непосредственно не месте катастрофы силами поисково-спасательных групп планируется организовать прочесывание местности с целью сбора обломков разбившихся самолетов и поиска бортовых устройств регистрации - так называемых "черных ящиков". Они представляют собой сферический бронекорпус оранжевого цвета, выдерживающий значительные взрывные и ударные перегрузки. Внутри сферы находится устройство записи, фиксирующее на специальной несгораемой пленке около 200 различных параметров летящего истребителя. "Черный ящик", как правило, размещается в хвостовой части воздушного судна, что гарантирует его относительную сохранность при столкновении самолета с землей. Однако их поиск в условиях влажного тропического леса, судя по всему, будет представлять значительную проблему. Как, впрочем, и поиск самих пилотов, шансы на выживание которых с самого начала были практически равны нулю. Дело в том, что в состав носимого аварийного запаса, находящегося у летчика при катапультировании, включена УКВ-радиостанция Р-855, которая может работать на аварийной частоте в режиме радиомаяка. Однако с момента катастрофы и до настоящего времени самолеты и вертолеты поисково-спасательной службы не зафиксировали никаких сигналов.

Все собранные в Камрани материалы поступят в Научно-исследовательский институт ВВС в Люберцах, который специализируется на расследовании авиакатастроф. При необходимости начальник Службы безопасности полетов авиации ВС РФ генерал-полковник Анатолий Тарасенко готов направить во Вьетнам специальную летающую лабораторию, на борту которой имеется необходимое оборудование для проведения экспертизы прямо на месте. Как стало известно, среди возможных причин гибели трех российских Су-27 в числе прочих рассматриваются даже такие экзотические версии, как взрыв в воздухе вследствие диверсии и столкновение с НЛО.


Игорь Коротченко



см.также:

Выборы в Кубинке - за кого будут голосовать летчики-истребители [30-06-1996]
Бессрочная забастовка пилотов в Кубинке [30-04-1996]
Трагедия "Русских витязей" - существование пилотажных групп находится под вопросом [26-12-1995]
Гибель "Русских витязей" - новые подробности [25-12-1995]
Гибель "Русских витязей" во Вьетнаме - первые вопросы [25-12-1995]
"Парадный" полк в Кубинке [22-07-1994]
Документы
Пресса
Фото
Видео


Пресса