Увы, не исключено, что эту фразу сегодня уже можно произносить в прошедшем времени. Высокое начальство военной авиации и Министерства обороны пытается представить крупнейшую катастрофу российских самолетов СУ-27 в районе вьетнамского аэродрома Камрань как стечение трагических, но объективных неблагоприятных факторов. Однако независимые эксперты считают, чTО эта трагедия - закономерное следствие развала отечественных военно-воздушных сил и всех структур, связанных с обеспечением воздушного движения.
Представители главного штаба ВВС, сотрудники КБ "Сухого" и эксперты службы безопасности полетов сегодня анализируют возможные технические причины падения самолетов. При этой каждое ведомство заинтересовано в защите собственных интересов. Стремление любой ценой уйти от ответственности - давняя традиция чиновников от авиации и авиапромышленных генералов.
Курс сквозь мглу
В главном штабе ВВС и службе безопасности полетов проработано много версий случившегося: взрыв в воздухе, столкновение, потеря ориентировки т.п. Однако, как считают специалисты, наиболее вероятна иная формальная причина.
На самолетах имеются барометрические датчики, которые определяют высоту полета в зависимости от изменения атмосферного давления. Эти приборы имеют примечательную эксплуатационную особенность. Если самолет взлетает с равнинного аэродрома или приземляется на него, на барометрическом высотомере выставляется большее значение атмосферного давления, от которого датчик затем ведет отсчет высоты полета. Если аэродром базируется в горах, то нужно выставлять меньшее значение. Если этого не сделать, прибор будет ошибочно завышать высоту полета.
Камрань относится к горным аэродромам, и специалисты предполагают, что на разбившихся самолетах барометрические приборы были неверно отрегулированы. При крайне плохой видимости это могло привести к столкновению с землей. Косвенно на эту версию "работает" и то, что аэродром Камрань не оборудован современными электронными системами обеспечения посадки. По предварительным данным, экипажи заходили на полосу, используя только авиационный радиокомпас, поэтому не было возможности задействовать сверхнадежное оборудование Су-27. Кроме того, посадочный курс пролегает между двумя возвышенностями высотой около 1 тыс. метров, что тоже осложняет посадку.
Заметим, что после землетрясения в Армении именно из-за неправильной коррекции барометрических высотомеров на одном из горных аэродромов подряд разбились три лайнера: Ил-76 военно-транспортной авиации, Ил-76 гражданской авиакомпании и югославский АН-12. После этого служба безопасности полетов рекомендовала, чтобы приборы на самолетах в случае неправильных показаний высотомера предупреждали летчика соответствующим звуковым сигналом. Это предложение было проигнорировано авиапромышленностью.
Причины трагедии - в Москве
В этом году ТВ показало фрагмент интервью с летчиками из Кубинки, в котором они поведали о некоторых проблемах в летном деле. Едва ли не на следующий день пришла шифровка Павла Грачева об увольнении пилотов из армии. Говорить о недостатках в военном ведомстве запрещено даже заслуженным летчикам России.
Между тем степень развала наших вооруженных сил едва ли является большим секретом. За этот развал военная авиация расплачивается жизнями пилотов и потерями дорогостоящей техники. Трагедия была запрограммирована еще на уровне принятия решения о перелете. Начальники знали метеопрогноз и примитивный уровень технического оборудования аэродрома Камрань; хорошо представляли все сложности, с которыми столкнутся экипажи на маршруте. Тем не менее, решение было принято. Почему? Говорят, не было средств на проживание экипажей за рубежом до тех пор, пока установится нормальная погода в районе аэродрома промежуточной посадки. (Интересно, куда уходят немалые деньги, которые пилотажники из Кубинки зарабатывают, участвуя в различных аэро-шоу?).
Кое-кто в главном штабе ВВС ссылается на то, что пилотажники из Кубинки - суперпрофессионалы и надежда была на их мастерство. Подобные заявления от лукавого. В Кубинке действительно собраны классные летчики, которые показывают уникальные номера группового и одиночного пилотажа. Тем не менее известно, что пилотажники летают в основном в простых метеоусловиях. При плохой видимости сложнейшие показательные номера просто невозможно выполнить, и к тому же это теряет смысл, поскольку зрители ничего не увидят. Несмотря на это, летчиков заставили выполнять перелет при ограниченной видимости.
Известный специалист по проблемам безопасности полетов генерал-майор, академик Владимир Пономаренко считает, что летчики попали в тяжелейшую психологическую ситуацию. В условиях минимального визуального обзора они как бы автоматически до предела сомкнули дистанцию. В подобной обстановке на уровне психологии срабатывает так называемый "эффект баранов", когда летчик сосредоточивает внимание на визуальном контакте с впереди летящим самолетом и полагает, что ведущий лучше видит, куда он летит. Поэтому в случае, возникновения по курсу следования препятствия у пилотов не хватает времени на спасительный маневр. Если к этому добавить, что, возможно, у самолетов был критический остаток топлива, можно себе представить психологическую атмосферу, в которой оказались экипажи.
Была ли возможность выбрать на курсе перелета более благоприятный аэродром? Специалисты говорят, что была. Но Камрань - наша база во Вьетнаме, где многие проблемы технического обслуживания решаются проще. Если бы истребители приземлились на чужом аэродроме, возникли бы вопросы об оплате керосина, услуг авиадиспетчеров, обеда летчиков. Эксперты отмечают, что можно было осуществить дозаправку самолетов в воздухе и вообще избежать посадки во Вьетнаме, что повлекло бы не Бог весть какие затраты. Но и на эти затраты решили не идти.
Снова ответят стрелочники
Ни в Кубинке, ни в главном штабе ВВС авиаторы не верят в то, что причины трагедии будут выяснены, а высокие должностные лица, допустившие развал отечественной военной авиации, понесут наказание. Все военные авиаторы, с кем доводилось беседовать, возмущены реакцией власти на случившееся. Точнее - отсутствием таковой. Многие из них считают, что "национальная трагедия будет замята, а ответственность возложат на "стрелочников".
Так или иначе, но пока ход расследования катастрофы руководители связывают с поиском "черных ящиков". Скорее всего, по показаниям самописцев и будет сделано заключение, а первопричины трагедии, обстановка в военно-воздушных силах останутся вне поля зрения комиссии. А раз так, нам останется ждать очередных авиакатастроф, которые, не исключено, будут еще более трагичными.
В Кубинке, где расквартирована элитная пилотажная эскадрилья "Русские витязи", командир полка Виктор Бычков с порога предупредил: "У меня отключена связь с Министерством обороны. А телевизор я не смотрю из принципа. Так что вы больше меня знаете".
Офицеры из окружения комполка его отказ говорить объяснили взвинченными отношениями своего командира с центральным командным пунктом (ЦКП) ВВС и Министерством) бороны. Эти ведомства монополизировали доступ всей информации из района катастрофы. А летчики Кубинки узнают все из новостей ТВ. Первый же выпуск ОРТ и НТВ возмутил авиаторов. "Как можно говорить о том, что люди погибли, если они не обнаружены?" - спрашивает нас Владимир Баженов. Он заслуженный летчик России, мастер пилотажа экстра - класса, на выставках, подобных малазийской, побывал практически во всех точках мира.
Его и его коллег особенно задевает цинизм, с которым близким сообщается о происшествии - с 6 утра и до 2 ночи по всем программам телевидения. "Не менее 25 раз в сутки, - подсчитал водитель командира полка Николай Савченко. - Родных уверяли, что их близкие погибли, хотя тогда ничего не было известно".
Жен и детей пропавших летчиков полковник Бычков дал приказ оградить от телевизионной информации и журналистов. Поэтому просьба поговорить с ними была встречена чуть ли не гневной репликой Бычкова: "Еще чего!"
Владимир Баженов, несмотря на то, что уволился, как он говорит, из пилотажников и уже почти полгода летает в гражданской авиации на "боинге", узнав о пропаже во Вьетнаме своих друзей, пришел в родной полк. "Такие совершенные самолеты, на которых они летели, пропасть без оповещения, без сигналов или хотя бы предупреждения не могут", - утверждает он.
Строить версии о том, что произошло, он, не имея информации, отказался наотрез. Сказал только, что летчики вылетели раньше срока, зная о тяжелых погодных условиях в районе полуострова Индокитай. В подобных ситуациях он, Баженов, оказывался не раз. "Почти всегда, - говорит он, - денег было в обрез. Жили в самых дешевых постоялых дворах, похожих на приют. Ели то, что запасали жены и "сухпаек". Но комментировать, так ли было в этот раз, Баженов себе не позволил. "Я и так много сказал, да и то потому, что теперь гражданский человек. Офицер вам не скажет ни слова. А если рот откроет, его потом затравят".
К нашему уходу связь с ЦКП ВВС возобновилась. Из информации руководства командир полка узнал то, что уже знал из позавчерашних новостей ТВ. "Даже к расследованию нас, профессионалов, не допускают!" - не удержался он и тут же осекся. "Здесь журналисты", - тихо подсказал ему подчиненный. Меня попросили выйти. И в кулуарах заметили, что профессионалы устали от "этого бреда вместо новостей и от тех глупостей, что делают начальники, ничего не смыслящие в летном деле".