[22-12-1995]
Известия


"Русские витязи" погибли, выполняя приказ командира

Так считают военные летчики подмосковной Кубинки

В связи с катастрофой трех российских истребителей 12 декабря во Вьетнаме, кажется, наших генералов в первую очередь заботит честь собственного мундира, и, судя по всему, они не очень спешат быть предельно честными.

Такой субъективный вывод напрашивается после получения неофициальной информации о деталях трагического происшествия в небе над авиабазой Камрань. К скорби о погибших летчиках (как сообщалось, найдены останки пилотов Александра Сырового и Бориса Григорьева, находившихся в двухместном Су-27УБ, еще два пилота на 21 декабря официально считаются пропавшими без вести) примешивается горечь и обида за то, что разбились они, скорее всего, по глупости и халатности тех, кто выводил их на посадочную полосу.

Официальные выводы комиссии, созданной из членов военной делегации, участвовавшей в авиасалоне на малайзийском острове Ланкави, во главе с заместителем командующего ВВС России генералом Виктором Котом, обещано опубликовать лишь после полного завершения расследования. Однако корреспонденту "Известий" удалось кое-что узнать в предварительном порядке от жителей подмосковного военного городка Кубинка (70 километров западнее Москвы). Именно здесь расположена авиационная часть № 54847, в состав которой входит эскадрилья Су-27 "Русские витязи". Здесь живут и семьи летчиков.

По одной из имеющих хождение в городке неофициальных версий, истребители врезались в землю, не успев отвернуть от сопки, на которую их вывел летевший впереди "лидер" ИЛ-76. Согласно установленному порядку командам этого самолета-корректировщика должны были подчиняться ведущие обоих звеньев во время перелета с малайзийского острова Ланкави, а также во время посадки в Камрани.

Предполагают, что, подойдя в условиях низкой облачности и тумана к обслуживаемому российским военным персоналом аэродрому со стороны Южно-Китайского моря, вся группа из шести машин по инициативе Ила "лидера" не стала сразу садиться. То ли команды с земли были нечеткими, то ли не попали на полосу, то ли помешало что-то еще. Вслед за корректировщиком пошли на разворот над морем. Однако Ил-76, по версии, выбрал слишком малый радиус маневра (хотя он, как говорят, должен составлять не менее 21 километра), в результате чего повел группу между двумя препятствиями, причем на недопустимо низкой высоте. Тяжелый самолет с размахом крыльев под 40 метров, совершив рискованный крен, сумел проскочить коридор и приземлился. За штурвалом Ил-76 якобы был генерал (имя мы не называем из этических соображений), который, как считают в Кубинке, практически не имеет достаточного опыта управления самолетом этого типа. Ранее он летал на бомбардировщике ТУ-160. По информации специалистов этот низкоплан значительно отличается по аэродинамике от тяжелого транспортного Ила. Сопоставлять их - все равно, что сравнивать полет тапочки с кедом.

Правому звену "витязей" шансов на спасительный маневр не оставалось...

В этой роковой тройке летели клином (почти крыло в крыло) Виктор Кордюков (ведущий), Николай Гречанов, Александр Сыровой и Борис Григорьев. Известно, что, согласно инструкции, истребители должны садиться по команде "лидера" друг за другом с дистанцией в один километр.

Шедшая слева по большему радиусу двойка - Александр Личкун (ведущий) и Владимир Ковальский - успела взмыть вверх. Миновав местную систему ПВО, они через несколько минут приземлились на вьетнамском военном аэродроме Фанранг примерно в 70 километрах южнее Камрани и были задержаны за несанкционированную посадку.

Пилоты, надо полагать знали, что в Фанранге - ближайший аэродром (так же, как и камранский, построенный американцами в 60-е годы). Видимо, они совершили посадку, не запрашивая разрешения у вьетнамцев. Как стало известно "Известиям" из конфиденциального источника, вьетнамские военные выставили Минобороны РФ требование заплатить по 2000 долларов за каждый час нахождения российских истребителей на своем аэродроме.

Элитная пилотажная группа "Русские витязи" создана 5 апреля 1981 года на базе первой эскадрильи авиаполка в Кубинке для демонстрации возможностей истребителей Су-27. Первым командиром "витязей" был полковник Владимир Басов.

Когда верстался этот номер газеты, корреспонденту "Известий" стала известна еще одна версия происшествия. Причем, как утверждает источник, она принадлежит одному из тех, кто бил в тот несчастливый день в Камрани. Однако по-прежнему главным остается тезис о непрофессиональных действиях генерала, находившегося в Ил-76.

По новой версии, спасшаяся двойка летела справа от "лидера", а разбившиеся самолеты - слева. Вся группа заходила на посадку вдоль береговой полосы сначала над сушей, а не с моря. Не получив первый раз с земли разрешение на посадку, Ил-76 уводит истребители на повторный, круг по схеме "коробочка" (эта схема предусматривает повторный заход на посадку, при котором самолеты описывают не круг, а как бы квадрат). Причем Ил-76 должен был завести пятерку, описав "коробочку" до хребта, от которого до авиабазы - 25 километров (самолету Ил-76 для повторения маневра достаточно 18-10 километров). Сделав последний в прямоугольнике поворот, шестерка самолетов вошла а облако, нижний к которого составлял 300 метров (самолеты шли на 520 м). При подлете к горе высотомер ИЛ-76 внезапно упал на "ноль". Генерал в панике сделал крен вправо и взял штурвал на себя, в результате чего "Ил" задел дном всего лишь верхушки деревьев. При этом пилот "лидера" успел крикнуть: "Роспуск!" В этот момент по левую сторону от себя (по ходу полета) летчик Личкун увидел две мощные вспышки и дал своему ведомому коману на набор высоты. Самолеты свечкой устремились вверх, и пилоты "пришли в себя" лишь на высоте 8000 метров. Увидев под собой аэродром (это была база Фанранг) они посадили там свои Су-27.

По последним непроверенным сообщениям из Вьетнама, оба спасшихся Су уже находятся в Камрани. К берегу подошел танкер с топливом, которое начали доставлять на аэродром, Так что не сегодня - завтра самолеты вылетят на Родину там же маршрутом, которым они добирались до Малайзии через Китай, Белая (Иркутская область).


Александр ДЗЮБЛО



см.также:

Выборы в Кубинке - за кого будут голосовать летчики-истребители [30-06-1996]
Бессрочная забастовка пилотов в Кубинке [30-04-1996]
Трагедия "Русских витязей" - существование пилотажных групп находится под вопросом [26-12-1995]
Гибель "Русских витязей" - новые подробности [25-12-1995]
Гибель "Русских витязей" во Вьетнаме - первые вопросы [25-12-1995]
"Парадный" полк в Кубинке [22-07-1994]
Документы
Пресса
Фото
Видео


Пресса